Сергей Пушкарёв: Мигранты должны приносить пользу Приморскому краю, а не вред

размещено в: Новости | 0

Руководитель ПРОО «Миграция» рассуждает о причинах, состоянии, проблемах трудовой миграции

Мигранты должны приносить пользу Приморскому краю, а не вред, считает руководитель ПРОО «Миграция» Сергей Пушкарёв. В интервью ИА PrimaMedia он рассказал о причинах, состоянии, проблемах трудовой миграции из стран с безвизовым режимом въезда и предложениях по ее урегулированию в период коронавирусной инфекции и после ее прохождения.

— Сергей Григорьевич, почему так получилось, что в Приморье скопилось несколько десятков тысяч иностранцев с неурегулированным правовым статусом?
— Проблема эта не новая. В отличие от трудовой миграции из визовых стран АТР, где законодательно определен квотируемый порядок привлечения и использования специалистов, для выходцев из стран СНГ с 2015 года законодательно установлены преференции в виде нерегулируемого, безвизового въезда, выбора места пребывания по своему желанию, неограниченного получения патентов и свободного необременительного трудоустройства.

Как показало время, предоставленные гражданам СНГ предпочтения не принесли ожидаемого результата. А наоборот, создали проблемы, как для них же, так и для принимающего их российского сообщества.

Бесконтрольный, массовый въезд «безвизовиков» (138 069 человек в 2019 г.), не учитывающий потребности экономики, создал излишки таких работников. В большинстве своем (76,93%), это граждане Республики Узбекистан, не являющейся членом ЕАЭС, не имеющей льгот для своих трудовых мигрантов. Они въезжают исключительно с целью «работа». Таких 96 069 человек (90,47%), из которых патенты получили всего 18 705 (19,5%) узбекистанцев. По неофициальным данным, более 50 тысяч мигрантов-«безвизовиков» трудятся вне правового поля без уплаты налогов.

Что, в свою очередь, ведет к занижению оплаты труда коренного населения и последующего их замещения мигрантами-нелегалами. Создается ситуация, когда предпринимателям выгоднее брать на работу именно таких работников, чем тратить средства на применение трудосберегающих технологий, развитие отечественного человеческого капитала.

— Как изменились условия жизни и труда этих людей в период пандемии?
— Такие мигранты оказались в числе наиболее уязвимых групп населения. Они в первую очередь теряют работу, у них отсутствует финансовая «подушка безопасности», эти люди скученно проживают в хостелах и съемных «резиновых» квартирах при невозможности выехать из России из-за закрытия границ. Выявить реальное количество зараженных коронавирусом среди этой категории невозможно. Поскольку из-за нелегального положения воспользоваться услугами медучреждений они боятся.

— Органы власти каким-то образом регулируют данную проблему?
— В значительной мере возникшие вопросы решают указ президента России от 18 апреля 2020 г. №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и предшествующее ему указание МВД РФ от 19.03.2020 г. № 1/2964 «О дополнительных мерах пo предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (далее – указание МВД РФ).
Так, указание МВД РФ дает полиции право при выявлении иностранных граждан, находящихся на территории России с нарушением установленного порядка пребывания, проводить с ними разъяснительную работу о необходимости урегулирования своего правового положения.
То есть, появилась возможность провести своего рода «миграционную амнистию». Это позволит ввести в правовое поле иностранных граждан, «не представляющих серьёзной опасности для Российской Федерации, не выезжая из Российской Федерации оформить легальный статус без привлечения к ответственности». Провести максимальный учет выявленных и легализованных иностранных граждан и обследовать их на наличие коронавирусной инфекции. Сформировать из иностранцев недостающий трудовой ресурс для восстановления экономических трудностей, допущенных в результате пандемии и последующего развития экономики. Тем более, что при дефиците собственных кадров притока людей извне в ближайшее время не будет и нужно использовать в полной мере то, что имеем.
Сложность в том, что указанные пункты действуют до 15 июня 2020 г. После открытия госграницы РФ возобновится массовый нерегулируемый въезд безвизовиков, а все нелегализованные в период пандемии мигранты будут либо депортированы, либо административно выдворены, а копившиеся годами проблемы придут в исходное состояние. Это нельзя допустить.

— Что вы предлагаете?
— Урегулированию процесса трудовой миграции из стран СНГ, по нашему мнению, будет способствовать включение в работу по реализации введенных в действие в период пандемии миграционных нормативных актов неправительственных организаций (НПО), как предусмотрено утвержденной президентом России Концепцией государственной миграционной политики на 2019–2025 годы».
НПО готовы принять участие в разъяснении положений указа президента №274 мигрантам и работодателям, обращая при этом особое внимание последних на необходимость строгого соблюдения миграционного и трудового и налогового права при использовании труда мигрантов. Мы можем помочь с выявлением иностранных граждан, находящихся на территории Приморья с нарушением установленного порядка пребывания; проведением с ними разъяснительной работы о необходимости урегулирования своего правового положения в РФ.
По результатам, сформировать банк данных (БД) соискателей рабочих мест; обеспечить легальное трудоустройство соискателей на время восстановления экономических трудностей, допущенных в результате пандемии и последующий период развития экономики края. При трудоустройстве можно использовать имеющейся в НПО банк заявок работодателей, опыт и возможности аккредитованного Рострудом ООО «ЧАЗ «Трудовые ресурсы», портала министерства труда и социальной политики Приморского края «Работа в России» и интернета.

— Почему вы считаете, что нелегализованные трудовые мигранты будут обращаться в НПО?
— Многолетние наблюдения показывают: попавшие в трудное положение мигранты в первую очередь обращаются за помощью не в органы МВД, а в хорошо зарекомендовавшие себя в среде мигрантов НПО. К примеру, в Приморском крае, это «Группа НПО», возглавляемая фондом правовой поддержки миграционных процессов (ФППМП), накопившая достаточный опыт при реализации проектов президентских и губернаторских грантов в области разработки механизмов регулирования рынка внешней трудовой миграции и организованного набора и трудоустройства мигрантов по заявкам работодателей, социально-культурной адаптации приезжих.
Определенная практика «Группой НПО» наработана при проведении «миграционной амнистии» в форме «регуляризации», предпринятой ФМС РФ в 2010 году и заслуживающей возобновлению в настоящее время.

— Что нужно, чтобы система работала?
Внести изменения в действующее Указание МВД РФ от 19.03.2020 г. № 1/2964, изложив пункт 5 в следующей редакции:
«Продолжить прием документов, оформление и выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам, находящимся на законных основаниях на территории Российской Федерации, а также осуществлять прием заявлений о выдаче патентов, «в том числе, иностранным гражданам, принявших решение урегулировать свое правовое положение в РФ в результате проведенной с ними разъяснительной работы». Без необходимости выезда за пределы России и без привлечения к административной ответственности по статье 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «и отказа в выдаче патента по пункту 23. статьи 13.3. Федерального Закона 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Также надо дать возможность территориальным подразделениям МВД РФ осуществлять проверки субъектов бизнеса, для которых введен временный мораторий в части привлечения к административной ответственности работодателей по п.2. и п.3. ст. 18.15. КоАП РФ. «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».
Данная мера позволит повысить ответственность работодателей, за использование труда иностранных граждан без заключения трудовых договоров, неуведомление органов полиции о найме иностранных граждан. Мы снизим уровень незаконной миграции, увеличим количество легально работающих трудовых мигрантов и налоговые поступления.
Необходимо продолжить действие пункта 4. Указания МВД РФ от 19.03.2020 г. № 1/2964 и после завершения коронавирусной пандемии, придав ему постоянно действующий характер. Это предложение согласуется с поручением президента России по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы от 20.03.2020 г. (Раздел IV. п.15): «Одновременно с введением в действие нового миграционного законодательства важно предусмотреть положения, предоставляющие возможность иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство, но не представляющим серьёзной опасности для Российской Федерации, не выезжая за пределы страны, оформить легальный статус без привлечения к ответственности».
Ко всему прочему, это действие повысит уровень доверия мигрантов к органам власти России. Уверенность в том, что меры по их легализации на период коронавирусной пандемии будут продолжены после ее завершения, станут хорошим стимулом выхода мигрантов из «тени» и будут способствовать экономическому развитию края и социальному равновесию в обществе.

— Сергей Григорьевич, на какие результаты от реализации данных предложений в целом вы рассчитываете?
— Все это заработает при одновременном введении в действие механизма оргнабора специалистов по заявкам работодателей в странах исхода и уже находящихся на территории Приморского края.
Мы сможем определиться, какие мигранты нужны для нашей экономики для того, чтобы она развивалась, а не приносила ущерб коренному населению. Приморье получит возможность привести количество привлекаемых трудовых мигрантов в соответствие с потребностями экономики и требуемой квалификации, изменит отношение населения к ним и будет способствовать сохранению социального равновесия в многонациональном сообществе региона. Будет минимизирован стихийный въезд иностранных граждан из стран СНГ, обеспечена управляемость внешним рынком труда, снижена незаконная миграция и создана платформа для дальнейшей работы с этой категорией трудовых мигрантов по их социально-культурной адаптации.